Андровская (Шульц)

Ольга Николаевна

Подпись: 
Народная артистка СССР (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу).

Родилась 9 (21) июля 1897 г. в Москве в семье юриста. Училась на Высших юридических курсах в Москве, выступала на сцене как любительница. Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 г. под руководством Н.M.Радина в театре Корша, одновременно участвовала в Шаляпинской студии. С 1919 г. - во 2-й Студии Художественного театра. Первая крупная роль - Исабель в "Даме-невидимке" Кальдерона (1924 г.). 


После слияния студии с Художественным театром этот спектакль был перенесён на филиальную сцену МХАТа. В 1925 г. в возобновлении "Горя от ума" Андровская сыграла Лизу, в 1927 г. - Сюзанну в "Женитьбе Фигаро". Во время репетиций спектакля Станиславский предостерегал Андровскую от изображения "театральной субретки", от кокетничания, просил изображения "простонародной души". Даже в полном актерских удач спектакле МХАТа пара Сюзанна – Андровская и Фигаро – Баталов отличалась особой стремительностью исполнения, увлекательной лёгкостью диалога. После Сюзанны актриса с успехом играет Рокси в "Рекламе" М.Уоткинс (1930 г.), Смельскую в "Талантах и поклонниках" (1933 г.) и Варвару в "Грозе" (1934 г.). 



В 1936 г. Андровская сыграла в пьесе К.Тренёва  "Любовь Яровая" истрёпанную перипетиями гражданской войны красавицу-машинистку Панову. Шедевром актрисы стала роль леди Тизл в "Школе злословия" Р.Б.Шеридана (1940 г.). Специально для этой роли она выучилась играть на арфе, как её партнёр М.Яншин – на флейте. Андровская и Яншин вели свои роли с комедийной серьезностью, мудрой наивностью и тонким чувством стиля. 



В 1952 г. она сыграла леди Тизл в фильме-спектакле "Школа злословия". В конце 1930-х годов много снималась в кино. С большим изяществом и тонкой иронией сыграла в экранизациях чеховских рассказов и водевилей – Попова ("Медведь", 1938 г.); Варенька ("Человек в футляре", 1939 г.), Татьяна Алексеевна ("Юбилей", 1944 г.) и др. 



Грация, юмор, вкус к сценическому дуэту отличали роли миссис Чивли в "Идеальном муже" Уайльда (1945), Лебёдкиной в "Поздней любви" Островского (1949 г.), Веры Филипповны в "Дачниках" Горького (1953 г.), Роз Григгс в "Осеннем саду" Л.Хелман (1956 г.) и др. В 1957 г. с большим успехом сыграла роль жены профессора Полежаева в "Беспокойной старости" Рахманова. Последней ролью Андровской стала пани Конти в "Соло для часов с боем" Заградника (1973 г.).
Была замужем за актёром Николаем Баталовым (1899-1937).
Умерла в Москве 31 марта 1975 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
http://proekt-wms.narod.ru/



Роли в кино 
1974 Соло для часов с боем (фильм-спектакль)  ::  Пани Конти  ::  главная роль 
1973 Каждый день жизни  ::  эпизод 
1959 Накануне | В навечерието (Болгария, СССР)  ::  Анна Васильевна Стахова 
1952 Школа злословия (фильм-спектакль)  ::  леди Тизл  ::  главная роль 
1944 Юбилей  ::  Татьяна Алексеевна 
1939 Человек в футляре  ::  Варвара Александровна Коваленко
Варенька 
1938 Медведь (короткометражный)  ::  Елена Ивановна Попова  ::  главная роль
вдова 



Призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу)
Лауреат Государственной премии РСФСР (1974, за театральную работу)