Ребята, не засоряйте мозги глянцем!

Подпись: ЛЕГЕНДАРНОМУ фильму «Летят журавли» исполняется 50 лет. Эта картина первой в отечественном кинематографе получила главный приз Каннского кинофестиваля и стала зрительским хитом не только в СССР, но и во всей Европе. Актёр Алексей Баталов признаётся, что для него этот фильм — отражение его отрочества, навсегда врезавшегося в память вагонами-теплушками, тяжелейшим трудом, горьким запахом войны и сотнями искалеченных людей в военном госпитале. «Слыша их крики, стоны и мольбы, я испытывал чувство вины за то, что могу ходить и у меня есть руки», — говорит актёр. Сейчас кажется странным, что фильм, вошедший в золотой фонд мирового кинематографа, советская пресса хором ругала и топтала. Трагическая история о любви, предательстве и патриотизме до сих пор трогает миллионы зрителей.
— АЛЕКСЕЙ Владимирович, сейчас много говорят о воспитании патриотизма среди молодёжи. А, может быть, в условиях нарастающего глобализма, когда весь мир превращается в одну «большую деревню», это понятие утрачивает свою актуальность?
— Возможно, планета постепенно становится «большой деревней», но, к сожалению, более мирной её это не делает. Сегодня все думают только о том, как бы заработать. В погоне за наживой дошло до того, что купить автомат стало проще простого. И в таких условиях патриотизм — это то, что может нас уберечь. И спасти в случае, не дай Бог, внешней агрессии. Суворов говорил: «Воевать надо не числом, а умением». История неоднократно подтверждала правоту его слов. Сталин не обладал талантом полководца. С самого начала войны стало ясно — сие животное ничего не смыслит в воинском искусстве. Дорогу к победе он проложил телами патриотов. Буквально. Не будь в советском народе столь мощного чувства патриотизма, ни числом, ни умением победы нам было бы не одержать.
Сейчас это чувство в обществе практически сошло на нет. И это пугает. Воспитывать патриотизм в новом поколении — наша общая задача. За это ответственны и школа, и родители, и телевидение, и кино… Патриотизм — вещь хрупкая. Мы вмиг разрушили его в начале 90-х, не понимая, что потребуются десятилетия и века, чтобы это качество вновь выросло.
«Тихий Дон» — а что это?
— ВОТ уже 25 лет вы занимаетесь преподавательской деятельностью и являетесь деканом актёрского факультета ВГИКа. Говорят, за последние годы уровень образования молодёжи упал настолько, что абитуриенты подчас ни классиков назвать не могут, ни элементарных правил русского языка. Ваши наблюдения рисуют столь же пессимистичную картину?
— Увы, да. Мне как-то один приятель в шутку сказал: «У тебя образование, как бельё». Я смотрю на него вопрошающе, а он: » Как бельё, в смысле нижнее». Вот этот каламбур сегодня вполне применим к нашей системе образования, причём в первую очередь к школьной. Абитуриенты приходят с очень-очень поверхностными знаниями. Я думаю, в этой ситуации виноваты не столько сами ребята, сколько система с её новыми критериями и требованиями. Кроме того, молодёжь сегодня подсажена на телевизионно-развлекательную жвачку. Вылавливать из телевизора полезные знания сейчас возможно лишь по крупицам, и то если есть на это желание. Слыша словосочетания «Тихий Дон» или «Архипелаг ГУЛАГ», абитуриенты долго соображают, что это и кто бы мог это написать. Один на экзамене по литературе стал радостно рассказывать, что «Тихий Дон» ему очень понравился, однако, кто его автор, он понятия не имеет. Человек, придя с вечеринки, включил телевизор, посмотрел сцену в сарае из бондарчуковской экранизации — вот и все знания. Но что бы там ни было, не всё так печально. Я могу твёрдо сказать, что в последние годы ситуация стала медленно, но верно меняться в лучшую сторону. Если бы ещё на актёрские факультеты не рвались все подряд, то и вовсе было бы хорошо. В этом году во ВГИКе был конкурс 100 человек на место. Однако у 80% поступавших целью явно было не АКТЁРАМИ стать, а в телевизоре любыми путями засветиться…
Классик был бы в шоке…
— ВЫ СКАЗАЛИ, что молодёжь подсадили на телевизионно-развлекательную жвачку. А вам не кажется, что негативное влияние ТВ сильно преувеличивают? Вешать всех собак на СМИ стало хорошим тоном, да к тому же это очень удобно.
— Вред телевизионно-глянцевой субкультуры я вижу в первую очередь вот в чём: она деформирует в сознании людей истинную систему координат, засоряет мозги. Лев Николаевич Толстой в своё время написал: «Изобретение книгопечатания было бедствием, подобным изобретению пороха, ибо оно стало самым мощным орудием распространения невежества». И это про книги! А представьте, что сказал бы классик, столкнись он с телевидением и Интернетом. Наверное, сравнил бы с ядерным оружием. Как ни парадоксально, но технический прогресс ведёт всё к более массовому отуплению. Это естественный процесс. Сегодня главным стало обратить на себя внимание, выпендриться, а не донести суть. С другой стороны, не всё уж так запущено. Американцы провели исследование и выяснили, что чаще всего в мировой рекламе используется лицо Джоконды, а не тех баб, которые перекраивают себе лица и накачивают грудь силиконом. Лично меня этот факт порадовал.
— Вы являетесь президентом кинофестиваля «Московская премьера», который как раз проходит в эти дни. Объясните, зачем вообще нужно такое количество фестивалей и зачем вы ввязались в эту историю?
— Фестиваль фестивалю рознь, и я не берусь обобщать и судить обо всех. Что касается «Московской премьеры» и ряда других подобных мероприятий, которые проходят в разных городах России, то они дают возможность попасть в кино людям, которые не могут платить по 500 рублей за билет. Однажды, выходя с одного из благотворительных сеансов, я невольно подслушал разговор супругов-пенсионеров. «Даже не верится, что в кино сходили… Сколько лет там не были…» После этого они поцеловались, и вид у них был счастливейший. Радость этих людей много стоит. Для миллионов граждан поход в кино сегодня роскошь, но они хотят смотреть новые фильмы именно в кинозале. Фестивали подчас доказывают то, что телевидение не сожрёт кинематограф. Меня это очень радует и вдохновляет…
— Политические лидеры и партии в ряд первоочередных задач ставят формирование в России среднего класса. Почему, на ваш взгляд, этот процесс происходит столь медленно и болезненно?
— Думаю, потому, что в обществе до сих пор нет покоя и стабильности. Когда страну трясло со страшной силой, миллионы людей оказались выброшены за борт, дезориентированы в пространстве. Человек, который красит сегодня стены, получая копейки, в прошлом оказывается токарем высшего разряда. Тот, кто грузит вагоны, был прекрасным сталеваром, пока не закрыли его завод. Общество никак не может рассесться по местам, сбалансироваться. Отсюда и отсутствие среднего класса. А это, на мой взгляд, самое постыдное явление нашего времени.

Сергей Грачев, АиФ